Что такое йога?

 

Статья с сайта: http://www.yogaclass.ru

По возможности, читайте данный материал максимально осознанно, не торопясь, в тишине и покое!

 

Что такое Йога?

 

Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связь», «единение», «единство». Данный перевод не понятен для большинства людей, тем более, что в наше время термин «йога» можно встретить в любой организации, начиная от сект, заканчивая фитнес клубами и школами танцев. Поэтому сразу же возникает вопрос: причем здесь связь и единство? Как это вообще относится к физическим упражнениям и тем, что нам предлагают?

Наши далекие предки, подразумевали под  данным понятием «единство» во всем, что нас окружает, «связь» со всем сущим. Такое «единство» достигается только тогда, когда у человека присутствует глубокая ментальная тишина или другими словами — отсутствуют мысли в голове. В индуистских учениях это состояние называют просветлением. В учении Иисуса это спасение, а в буддизме — прекращение страдания. Для описания этой трансформации также используются термины освобождение и пробуждение.  По причине того, что наш ум постоянно властвует над нами, бесконтрольно болтает, мы находимся вдалеке от данного состояния единства (йоги). Пока мы не достигнем тишины в голове, пока мы не научимся пользоваться умом по назначению и не позволять ему пользоваться нами, мы даже не сможем понять, что же в действительности такое йога, что такое единство и связь, просветление и освобождение. Поэтому, будет проще и естественней определить йогу, как молчание ума. Большинство основателей и последователей йоги именно, так и определяют йогу:

Например, основатель индийской школы йоги Патанджали ( II в. до н. э.) во втором афоризме первой главы «Йога Сутр» дал такое определение йоги: «читта вритти ниродхах» — что в переводе означает «сдерживание колебаний ума» или другими словами — молчание ума. Все древние писания на тему йоги, первоосновой ставили ментальную тишину, везде упоминается, что человек обречен на боль и страдания, если его ум постоянно властвует над ним. Так, в одной из самых древних и авторитетных священных писаний Катха Упанишаде, про йогу сказано следующее: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Эту постоянную власть над чувствами и умом называют йогой.  Достигнувший её освобождается от заблуждений», или: «Ум — царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок — царь над людьми. Он достоин царственного союза со Вселенским Духом. Он обрел Внутренний Свет».

Также, если заглянуть в любую серьёзную духовную практику, то можно обнаружить, что концентрация внимания, является основой любой техники, т.к. просто невозможно достичь душевного покоя, не уравновесив свой ум. Например, суть учения дзен-буддизма – исключительное пребывание в настоящем моменте, где ваш ум настолько спокоен, что ни одна проблема, ни одна форма страдания не могли бы уцелеть в вашей жизни.

Важно отметить, что, о ментальной тишине говорили все святые люди (Боги), в которых мы сейчас верим и поклоняемся. Например, последние слова Иисуса Христа были: «Прости их, ибо не ведают, что творят». Иисус подразумевал под этими словами, то, что люди находятся в сильнейшем неведении – во власти ума, они не есть те, кем на самом деле являются. Еще одно изречение Иисуса, записанное в Евангелии от Фомы: «Горе вам от колеса, которое вращается в мыслях ваших» – вы только вдумайтесь в эти слова! Вообще Иисус только и делал, что указывал людям на то, что они находятся во тьме своих мыслей и переживаний, постоянно учил, что счастье находится только здесь и сейчас: «…не заботьтесь о завтрашнем дне (о будущем), ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» или «…никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад (в прошлое), не благонадежен для Царствия Божия».

Иисус учил, чтобы мы созерцали цветы и учились у них жить: «Посмотри на эти лилии! Они не заботятся о завтрашнем дне, они не переживают по поводу прошедших дней. Цветок живет настоящим, только здесь и сейчас!» Если вернуться к термину «йоги» (связь, единство), то Иисус по этому поводу говорил: “Расщепи кусок дерева: Я там. Подними камень, и найдешь меня там”. Другими словами, Иисус показывает, что: «Я — это дерево, Я — это то, что под камнем или Я — это камень, Я — это ты, Я — это то, что нас окружает, Я — это всё». Вы чувствуете божественную суть  каждого живого существа, каждого цветка или камня и понимаете, что все сущее свято. Или: «Возлюби ближнего своего, как себя самого» — как можно не любить ближнего, если ты чувствуешь с ним единство, ты одно целое с ним. Именно это и есть йога — связь, единство со всем окружающим. Но опять же, это невозможно понять на интеллектуальном уровне, пока мы находимся в неведении – под контролем нашего ума. Даже во времена Иисуса Христа, когда интеллект не был настолько задействован в повседневности, люди не могли понять его учения. Даже авторы Евангелий не вполне понимали смысл учения Иисуса, а потому первые искажения вкрались в них ещё при написании.

Другим просветленным человеком, кто заметил дисфункцию нашего ума, был Гаутама Будда (V в. до н.э.). Будда, учил, что корень всех наших страданий находится в страстных желаниях и постоянных хотениях, и для того, чтобы освободиться от боли, нам нужно разорвать путы желаний, т.е. успокоить свой ум. Согласно учению Будды, человеческий ум в его обычном состоянии порождает дукху, что переводится как страдание, неудовлетворенность, или просто как состояние явного несчастья. Он видит её как характерную особенность состояния человека: «Куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал, ты встретишь там дукху, и она рано или поздно проявится в любой ситуации». Другими словами — от своего ума никуда не денешься: беги хоть на райский остров, где для тебя будут исполнять все твои желания, все равно, страдания настигнут тебя, т.к. рано или поздно человек насытится и этим (это понимание в особенности дается обеспеченным людям, которые не знают материальных проблем и очень тяжело воспринимается людьми с малым достатком).

Подобный же смысл вкладывали в свои учения все просветленные люди, которые приходили на эту землю. Они говорили: «Посмотрите, как вы живете, какое страдание создаете, что же творится в мыслях ваших?». Затем указывали на возможность пробуждения от коллективного кошмара — «нормального» человеческого существования. Однако, в следствии того, что человек на протяжении тысячелетий пребывает в неведении, большинство древних религий, были настолько искажены, что за ними полностью потерялась их духовная суть. В действительности существует и всегда существовало лишь одно духовное учение, хотя и в самых разных формах. Это единственное учение можно определить термином «йога» (связь, единство, ментальная тишина), то, на что и указывали все духовные учителя.

Далее по тексту, значение слова «йога» будет определяться, как  молчание ума. Синонимы данного выражения: ментальная тишина, тишина в голове, ментальный покой, отсутствие мыслей (голоса) в голове, жить настоящим моментом, пребывать в настоящем моменте, находиться здесь и сейчас, быть осознанным.

 

Что означает молчание ума?

«Первостепенной обязанностью йога является думать так, чтобы не позволить себе думать» (М. Элиаде). Находясь в обыденном состоянии сознания, человеческий ум имеет тенденцию избегать настоящий момент – убегать от того, что происходит здесь и сейчас. У большинства людей голос в голове не умолкает ни на секунду. Он без устали комментирует, оценивает, сравнивает, судит, строит догадки, жалуется, любит, не любит и так далее. И все эти комментарии далеко не всегда имеют отношение к тому, что происходит в данный момент. Этот внутренний голос может с равным успехом воскрешать недавнее и совсем далекое прошлое или проигрывать ситуации, которые могут возникнуть в будущем. Порой эта звуковая дорожка дополняется визуальными образами или «ментальным кино».  Причем довольно часто рисуются варианты негативного развития событий и их возможные последствия — то, что называется беспокойством.

«Случается ли тебе одеваться и одновременно думать о звонке, который абсолютно необходимо сделать в течение часа, и о маршруте, который ты выберешь для поездки на работу? Или вести автомобиль и не осознавать, по какой дороге едешь, так как твои мысли витают совсем в другом месте? А приехав на работу, не обдумываешь ли свои личные или семейные проблемы? И, возвращаясь домой, не оставляешь ли часть головы на работе? Короче говоря, понимаешь ли ты, как часто бываешь рабом собственных мыслей, а не их руководителем? Пока ты моешь посуду или подстригаешь газон, мысли твои бродят где им угодно, а ты плетешься за ними. Ты им не хозяин!» (Лиз Бурбо)

Ваш ум – это орудие, инструмент. Он нужен для выполнения конкретной работы. Выполнив эту работу, инструмент откладывают. Однако при существующем положении дел, примерно 90 процентов человеческих мыслей являются не только повторяющимися и бесполезными, но и просто вредными в силу своей искаженности и часто негативной природы. Понаблюдайте за своим умом – и вы увидите, что так оно и есть. В итоге большая часть вашей жизненной энергии расходуется в пустую. Неспособность останавливать мыслительный поток в голове, является ужасным недугом человечества. Мы не осознаем этого, потому что данным недугом страдают практически все. Именно поэтому мы и воспринимаем его как нормальное явление. Этот не стихающий ни на секунду гул мыслей мешает нам отыскать дорогу в область внутренней тишины и покоя, почувствовать себя теми, кем мы на самом деле являемся.

«Молчание ума» означает, то, что в вашей голове отсутствуют какие-либо мысли, вы находитесь в настоящем моменте, здесь и сейчас. Если вы что-либо делаете, например, читаете, гуляете, разговариваете или слушаете музыку, то ваш поток мыслей направлен только на данную деятельность. Так, если вы читаете, то вы читаете, полностью находясь в тексте, а не параллельно с чтением, обсуждаете в своей голове минувшие проблемы или то, что нужно позвонить подруге. Если вы гуляете, то вы гуляете, наслаждаясь окружающей природой и людьми, не пережевывая мысли минувших или будущих событий, или то, что нужно еще успеть домой на телесериал. Если вы легли спать, то вы легли спать, а не для того чтобы анализировать прошедший день, строить планы на завтра, или переживать по поводу бессонницы и что опять завтра вы не выспитесь. Присутствие ментальной тишины, не зависимо от того, чем  вы занимаетесь в конкретный момент времени и есть молчание ума.

Откуда у нас такая сильная привычка думать?

 

Причина пагубной привычки к мыслям идет от убеждения, что «Я» — это ум. Но это заблуждение, иллюзия, о которой говорили все просветленные. Воспринимая себя и свой ум как одно целое, мы даже не догадываемся, что давно уже стали его рабом. Ведь мы воспринимаем себя только как содержимое собственного ума. Нам кажется, что если мы перестанем думать, нас просто не станет. А значит, первым шагом на пути к свободе должно стать понимание того, что вы не есть эта сущность в голове, что вы не есть мысль.

Чему учит Йога?

Йога учит тому, что данный конкретный момент – это все что у нас есть. Практикующий йогу учится забывать о прошлом и не заботиться о будущем. Он живет в вечном настоящем, фокусируя свою жизнь только на том, что происходит здесь и сейчас. Если раньше вы мысленно обитали в прошлом или будущем и наведывались в настоящее лишь от случая к случаю, то теперь все наоборот: вы живете в настоящем и наведывайтесь в прошлое и будущее, только когда того требуют практические аспекты вашей жизни. Занятия йогой учат принимать все, что преподносит жизнь и всегда говорить настоящему мгновению «да».

Прислушайтесь к себе. Не жалуетесь ли вы – мысленно или вслух – на ситуацию, в которой вы оказались, на слова и поступки других людей, на условия своего быта, на свою жизненную ситуацию или хотя бы погоду? Любая жалоба – это отказ принимать жизнь такой, какая она есть. Она всегда несет в себе неосознанный заряд негативности. Настоящий момент это то, что есть здесь и сейчас. Большинство людей постоянно стремятся оказаться в каком-то другом месте. Им всегда мало того, что уже имеется в настоящем. Именно поэтому так много людей испытывают стресс — вы находитесь «здесь», в настоящем, а хотите быть «там», в будущем.

 

Жизнь Прошлым и Будущим

Отождествляя себя с умом, мы загоняем себя в ловушку прошлого и будущего. Это проявляется в вашем навязчивом стремлении жить чуть ли не одними воспоминаниями и ожиданиями. В итоге мы без конца думаем о прошлом и будущем, выказывая полное непочтение к настоящему моменту жизни и не позволяя ему просто быть. Такая навязчивость объясняется тем, что прошлое формирует нашу личность, а будущее несет в себе надежду на спасение и на исполнение всевозможных желаний. И то и другое – иллюзия.

Чувство сожаления и вины, горечь, обида, недовольство и любые другие эмоции, связанные с неумением прощать, рождаются от переизбытка прошлого и недостаточного присутствия в настоящем. Тревога, беспокойство, напряжение, стресс, волнения – все это формы страха, который рождается из переизбытка будущего и недостаточного присутствия в настоящем.

Возможно, львиная доля вашего внимания поглощена прошлым. Вы часто говорите и думаете о нем с горечью или теплотой? Вы вспоминаете свои победы, приключения и переживания или воображаете себя в роли жертвы, без конца размышляя о том, как несправедливо с вами обошлись или как вы сами причинили кому-то боль? Какие чувства рождают в вас эти мыслительные процессы – вины, гордости, обиды, гнева, раскаяния, жалости к себе? В таком случае вы не только укрепляете свое ложное самовосприятие, но и ускоряете физическое старение вашего тела, накапливая в своей психике груз прошлого. Что-то в вашем прошлом вышло не так, как вам того хотелось, и вы до сих пор сопротивляетесь тому, что было, а теперь сюда добавляется еще и сопротивление тому, что есть. Однако если вы зацикливаетесь на ошибке, совершенной в прошлом, вы начинаете испытывать угрызения совести, корить себя и бороться с чувством вины, вы превращаете эту ошибку в часть себя, вы отождествляете себя с вашим прошлым, с вашим умом. Неумение прощать неизменно несет в себе тяжкий груз психологического времени.

Не приходилось ли вам предвкушать некое удовольствие, запланированное на будущее, и торопить событие, лишь бы оно скорее наступило? За этим возбуждением всегда прячется какое-то неудовлетворенное желание из прошлого, которому не терпится проявиться в будущем. Внимательно наблюдая за своим умом, вы обнаружите, что будущее обычно рисуется нам улучшенным или ухудшенным портретом настоящего. Будущее, в котором все должно измениться к лучшему, дарит вам надежду или чувство предвкушения. Ум говорит вам: «В один прекрасный день, когда произойдет то-то или то-то, все изменится к лучшему и я обрету покой и счастье». Когда же будущее обещает оказаться хуже настоящего, оно рождает чувство тревоги и беспокойства. Например, переживание за близкого человека: «Уже поздно, а она до сих пор не вернулась с работы (учебы, прогулки и т.п.)» — ум рисует страшные картины и сценарии, с ужасным исходом событий.  И то и другое будущее иллюзорно!

Вас мучают тревоги и волнения? К вам в голову постоянно лезут мысли, начинающиеся со слов «а вдруг»? Это говорит о том, что вы отождествляете себя со своим умом, который проецирует вас в воображаемую ситуацию в будущем и рождает в вас страх. Вы никогда не сможете справиться с этой ситуацией, просто потому что ее не существует. Это лишь мысленный призрак. «Когда-нибудь все наладится», — говорите вы себе. Неужели ваше внимание так поглощено иллюзорной мишенью, что вы низводите настоящий момент в ранг средства для достижения цели? Не лишаете ли вы себя тем самым удовольствия оттого, что вы делаете прямо сейчас? Не ждете ли вы дня, когда вы сможете зажить в полную силу? Если мы будем поощрять в себе подобный образ мыслей, то, независимо от наших успехов и имущественных приобретений, наше настоящее всегда будет несовершенным, а будущее – более заманчивым. В итоге, человек постоянно испытывает чувства неудовлетворенности и нереализованности. Возможно, вы носите в голове неподъемный груз из сотен дел и вещей, которые вы должны или хотите сделать в будущем, вместо того чтобы сосредоточиться на одной-единственной вещи, которую вы можете сделать прямо сейчас. Иисус вопрошал своих учеников: «Если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?».

Скажите, разве вас не мучает постоянное желание быть не там, где вы есть, а где-то еще? Разве большая часть того, что вы делаете, не является лишь средством достижения цели? Разве вы не надеетесь, что все ваши желания вот-вот сбудутся, и ограничиваетесь такими недолговечными удовольствиями, как секс, еда, выпивка, наркотики, острые ощущения и бурные эмоции? Не вы ли постоянно стремитесь кем-то стать и чего-то достичь или мечетесь в поисках новых ярких впечатлений и удовольствий? Не вы ли верите, что приобретение новых вещей поможет вам найти себя, поверить в свои силы и обрести психическую цельность? Наконец, не вы ли надеетесь, что в один прекрасный день в вашу жизнь войдет он или она и придаст ей смысл? Эти мысленные сценарии неизбежно искажают реальность данного момента. Наш ум цепляется мертвой хваткой за будущее, чтобы убежать от своей неудовлетворенности, которая присутствует в настоящем.

Вы все время чего-то ждете? Какую часть жизни вы проводите в ожидании? Существуют разные виды ожидания. К так называемому мелкомасштабному ожиданию относятся простаивание и просиживание в очереди – на почте, в аэропорту, в дорожной пробке – или ожидание чьего-то прихода, конца рабочего дня и так далее. «Крупномасштабное ожидание» — это ожидание следующего отпуска, каникул, праздников; возможности сменить старую работу на новую, более выгодную и интересную, окончание учебы, курсов и т.п. Это ожидание момента, когда вырастут дети — когда они закончат учебу, устроятся на работу, заведут детей; это ожидание, когда вы добьетесь успеха, заработаете кучу денег, станете важным человеком или достигнете просветления. Нередко люди проводят целую жизнь в ожидании дня, когда они смогут наконец зажить по-настоящему. Ожидание – это состояние ума. По сути, оно означает, что вам нужно будущее и не нужно настоящее - то, что у вас есть, вам НЕ нужно, а нужно только то, чего у вас нет. Любое ожидание рождает неосознанный конфликт между настоящим моментом, в котором вы быть не желаете, и проекцией в будущее, в котором вы хотите оказаться.

Так многие люди живут в предвкушении дня, когда они смогут наконец разбогатеть. Однако этот день не может наступить в будущем. Конечно, человеку, испытывающему серьезные финансовые трудности, нелегко жить в настоящем времени. Но постарайтесь осознать, что чаще всего денег не хватает не сегодня, НЕ в данный момент, а где-нибудь на две или три недели вперед. Это чистый страх перед будущем, что нам, например, завтра нечем будет питаться, обеспечивать детей, семью или оплачивать за квартиру. Когда вы цените свою нынешнюю реальность, признаете и полностью принимаете ее, кем бы и где бы вы ни были, — тогда вы испытываете настоящее счастье. Это и есть истинное богатство. Оно не может прийти к вам в будущем. Но обязательно проявится в самых разных формах в вашем настоящем.

Недовольство тем, что вы имеете, или же гнев и разочарование по поводу того, чего вам не хватает в настоящий момент, могут понуждать вас зарабатывать деньги. Но даже если вы заработаете миллионы, вам по-прежнему будет чего-то не хватать и в глубине души вы все равно будете страдать от своих нескончаемых запросов. Вы сможете позволить себе самые волнующие удовольствия, какие только можно купить за деньги, однако они будут приходить и уходить, оставляя после себя ощущение пустоты и стремление к новым физическим или психическим наслаждениям. Отрезанные от своей сущности, вы не сможете ощущать всю полноту жизни, которая свершается здесь и сейчас и дарит вам единственное истинное богатство.

В мудрейшем древнем писании Бхагавадгите сказано: «Не заботьтесь о плодах своих деяний, а просто обратите внимание на сами деяния. Плоды созреют и родятся сами по себе». А Иисус Христос учил: «Обретите этот мир, и себя потеряете». Если человек живет настоящим моментом, то он чувствуете себя изобильным, вещи обязательно к нему придут. Изобилие приходит только к тем, у кого оно уже есть. Это кажется почти несправедливым, но это так. И изобилие, и нехватка — это внутренние состояние души, человек находясь в достатке, просто не концентрирует энергию нищеты, он не крутит мысли о нехватке денег днями и ночами. Иисус выразил это так: «Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Как только ваше внимание обращается к настоящему моменту, вы начинаете присутствовать в нем и ощущать его покой и гармонию. Вы уже не зависите от будущего в удовлетворении своих желаний и амбиций. Вы больше не ищете в нем спасения. Вы перестаете цепляться за результат. У вас уже нет психологической потребности быть кем-то другим, а не тем, кто вы есть. На уровне физического мира и своей жизненной ситуации вы действительно можете когда-нибудь обрести богатство, знание, успех, славу или свободу от тех или иных обстоятельств, однако вы находитесь в покое и достатке и без этого, причем прямо сейчас!

 

Йога — Жизнь Настоящим Моментом

 

«Каждая минута, в течение которой ты избегал присутствия в настоящем времени (не важно, каким способом), есть минута не прожитая» (Лиз Бурбо)

Великий суфийский мастер и поэт Руми говорил: «Прошлое и будущее застят Бога от нашего взора; выжигайте и то и другое огнем». А духовный учитель XIII века Майстер обобщил свои наблюдения в одном мудром высказывании: «Прошлое и будущее – это то, что мешает нам обрести свет. Нет большего препятствия на пути к Богу, нежели время«.

Для практикующего йогу, каждый момент настоящего несет в себе смерть прошлого. Он понимает, что багаж прошлого ему совершенно ни к чему. Также, человек занимающийся йогой осознает, что будущее определяется только в настоящий момент. Он знает, что если не жить в потоке настоящего времени, значит быть несчастным человеком. Если удается быть счастливым сейчас, то тем самым ты творишь и счастье будущее. Жить в настоящее мгновение означает поистине присутствовать в нем, и не только физически. Это означает осознавать и принимать все, что приносит тебе жизнь, вкушать и поглощать все, что происходит. Это означает быть в контакте с тем, что ты ощущаешь и что узнаешь. Жить в настоящем – значит действовать как невозмутимый наблюдатель. Ты смотришь на события по мере того, как они разворачиваются, никоим образом не анализируя их и не вынося суждений.

Чтобы покончить с безумием, которое творится в нашей голове, подрывающим нашу жизнь и здоровье, нужно сделать всего одну вещь – согласиться с реальностью данного момента. Спросите себя, есть ли у вас какие-то проблемы в настоящий момент? Не в следующем году, не завтра, не через пять минут, а прямо сейчас. Чем плох этот момент? Справиться с настоящим можно всегда, а вот с мысленными ситуациями о прошлом и будущем – никогда. Освободиться от гнета ума можно только в настоящем. Но до тех пор, пока вы продолжаете считать себя своим умом, дороги в настоящее вы не найдете.

Но ведь без ума мы будем еще одним видом растений или животных?

 

Жить настоящим моментом – значит подняться над мыслью, а не спуститься на уровень растений и животных. Это никак не отразится на вашей способности использовать ум в практических целях. Напротив, производительность только улучшится. Ведь теперь вы будете пользоваться умом избирательно, отчего он станет более острым и сосредоточенным. Вы будете использовать его, главным образом, в практических целях, не попадая при этом во власть навязчивого внутреннего диалога и не теряя душевного равновесия. Мудрый человек обращается к прошлому, только когда оно актуально для того, что происходит здесь и сейчас. Если нам нужно воспользоваться прошлым, то для этого мы просто обращаемся к нашей памяти и берем ту информацию, которая нам нужна в данный момент. Затем мы «откладываем» ум в сторону, т.к. он сделал свою работу, он нам больше не нужен.

Что касается будущего, то нет ничего плохого в достижении каких либо целей. Вы просто ставите перед собой цель, зная куда и зачем вы идете, но при этом цените каждый свой шаг в настоящем и уделяете ему максимум своего внимания. Если же впоследствии вы начинаете бредить этой целью, желаете поскорей её достичь, гневаетесь на разные препятствия к цели, ищете в ней счастье или возможность проявить себя и повысить свою самооценку, вы перестаете ценить настоящее. Вы погрязаете в будущем. Теперь это лишь навязчивое стремление куда-то добежать, чего-то добиться и как-то себя проявить. Когда же ваш ум находится в равновесии, у вас отсутствуют иллюзорные надежды на то, что кто-то или что-то в будущем спасет вас или сделает вас счастливым. В рамках соей жизненной ситуации вы можете хотеть что-то обрести и чего-то достичь. Однако на более глубоком уровне у вас уже все есть.

Что же касается творений и изобретений, так ум здесь вовсе не нужен! Только в состоянии затишья можно мыслить творчески, потому что только тогда мышление обладает реальной силой. В обычном же режиме думанья, мысли становятся бесплодными и пустыми. «Разум, предоставленный самому себе, создает чудовища, скрытые под маской искусства, причем не только на полотнах в художественных галереях. Полюбуйтесь на современные пейзажи или послушайте музыку, играющую по радио. Ни одна цивилизация, ни один век не породил на свет столько безобразия» (Экхарт Толле). Ум просто не обладает творческими способностями, он создан, для того чтобы вспомнить что-либо, или построить планы на будущее, набольшее он не рассчитан.

Все по-настоящему талантливые люди черпают вдохновение в зоне не-ума, в зоне внутреннего спокойствия, и неважно, осознают они это или нет. Разум лишь придает форму творческому импульсу, а затем эту форму фиксирует. О творческих мыслях говорят, что они пришли свыше, от интуиции, от сердца, души. Даже великие ученые не раз замечали, что творческое озарение, предшествовавшее тому или иному открытию, приходило к ним в минуты умственного затишья. Именно поэтому многие творят ночью, когда присутствует тишина и покой.                   

Можно сказать, что большинство ученых не являются творческими людьми не потому, что они не знают, как надо думать, а потому, что они просто-напросто не знают, как перестать думать!

Освободившись от нескончаемых мыслей о прошлом и будущем, от цепей своего ума, вы больше не будете преследовать свои цели с мрачной решимостью, приводимой в действие страхом, злостью, неудовлетворенностью или желанием кем-то стать. Вы также не сидите, сложа руки, опасаясь поражений и неудач. Подобный страх принадлежит не вам, а вашему эго (тем, кем вы не являетесь), которое  опирается на прошлое и боится потерять себя. Вы не ищете постоянства там, где его просто нет: в мире приобретений и потерь, рождения и смерти. Вы не требуете от ситуаций, обстоятельств, мест или людей, чтобы они сделали вас счастливыми, и не страдаете, когда они не оправдывают ваших надежд.

Это и есть просветление, это и есть та истина, которая, как сказал Иисус, сделает нас свободными. Свободными от чего? Свободными от иллюзии, которая заставляет нас верить в то, что «я» – это только физическое тело и ум. Эта “иллюзия себя”, как назвал ее Будда, является коренным, основополагающим заблуждением. Свободными от страданий, которые вы неосознанно причиняете как себе, так и другим, поскольку это иллюзорное чувство собственного “я” управляет тем, о чем мы думаем, что говорим и что делаем.

Душевная Боль и Страдания

 

Если сегодня все ваши проблемы и мнимые причины бед и страданий вдруг исчезнут, но вы не станете присутствовать в настоящем более осознанно, то очень скоро вы обнаружите в своей жизни точно такой же набор проблем и поводов для расстройства. Они будут повсюду следовать за вами, как тень. Боль и страдания неизбежны до тех пор, пока вы отождествляете себя со своим умом. Здесь имеется в виду эмоциональная боль, которая также является главной причиной физической боли или физического заболевания. Возмущение и негодование, ненависть, жалость к самому себе, чувство вины, злость, депрессия, ревность, зависть, жадность и так далее, даже легкое раздражение, всё это формы боли. А каждое удовольствие или эмоциональный подъем содержит в себе семена боли: так после «гулянки» или праздников, мало, кто себя чувствует прекрасно – кто-то сожалеет, что все закончилось, кто-то хочет все повторить, т.к. ему было мало, а кто-то расстроен, что его ожидания по поводу праздника не оправдались.

Насыщенность, интенсивность боли зависит от степени вашего сопротивления настоящему моменту – тому что есть, а это в свою очередь, зависит от того, насколько сильно и глубоко вы отождествляете себя со своим умом. Ум всегда стремится к отрицанию данного момента и норовит избавиться от него. Иными словами, чем больше вы отождествляете себя со своим умом, тем большее страдание вы испытываете. Чем больше вы способны принимать реальность такой, какая она есть, тем более вы свободны от боли и страданий, исходящих от неуравновешенного ума.

В конечном счете, проблема у нас всегда одна – наш бесконтрольный ум, связанный рамками прошлого и будущего. Что может быть более безумным, чем внутреннее сопротивление тому, что уже есть? Что может быть безумнее противостояния самой жизни, которая свершается сейчас и только сейчас?

One comment

  1. Артемий Михайлов says:

    Советую Вам ознакомиться с книгами по йоге и энергопрактикам И.Ю. Исаева. С помощью книги «Энергопрактики йоги и цигуна» я начинал самостоятельно практиковать хатха йогу лет десять назад. Весьма интересная и эффективная у Игоря Исаева система энергопрактик, созданная на базе цигуна и хатха йоги, позволяющая за короткое время активизировать энергоструктуру человека и усилить энергетические потоки. Посмотрите тут— http://yoga-knigi.ru . У Исаева можно почитать и другие полезные книги по йоге, по саморазвитию

Добавить комментарий

*

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *