Занятия йогой самостоятельно. Инструкция. Часть 2

Статья с сайта: http://www.yogaclass.ru

Часть II

 Практика Йоги в Повседневности

 Работа над собой в повседневной жизни гораздо важнее любых отстраненных занятий и медитаций. По сути, вся жизнь превращается в йогу. Вы стараетесь быть осознанными в течение каждой секунды вашей жизни, не зависимо от того, чем вы занимаетесь в данный конкретный момент. Безусловно, остановить бесконтрольную часть ума будет очень сложно без регулярной практики асан в медитативном ключе. Ведь выполняя первую часть йоги, вы как минимум полтора часа в день уделяете молчанию ума и своему здоровью. Если вам сложно успокоить свой ум во время выполнения асан, когда вы находитесь в тишине, наедине с собой, то, с большой вероятностью вы будете действовать неосознанно и в повседневной жизни, где так много испытаний, которые устраивает нам жизнь.

Рассмотрим обычный пример из жизни. Представьте, что вы уже пол часа стоите в длинной очереди за билетом на поезд и вдруг замечаете, что кто-то постоянно влезает вне очереди впереди вас. Как вы поведете себя в данной ситуации? Что ваш ум скажет по этому поводу? Большинство людей, а точнее их ум, начнет реагировать на это негативными мыслями: «Как же так, я уже здесь пол часа стою, а они тут подошли и влезли без очереди, что за наглость такая, это же несправедливо!». Это привычная модель поведения ума: вы реагируете, порождая страдание, хоть и мелкое, но страдание — вы чувствуете себя раздраженным и недовольным. Вся наша жизнь состоит из подобных реакций – наш ум постоянно что-то принимает или отвергает, постоянно к чему-то привязывается или от чего-то отвращается.

Далее, в данном примере, вы опаздываете на поезд, так как из-за этой очереди вы не успели купить билет. Что теперь ваш ум на это скажет? Вероятней всего он будет все и всех проклинать, в особенности тех людей, которые влезли без очереди. На самом деле, проклинает всех не сам человек, не его истинная сущность (душа, осознанность или как угодно), которая заключена в нем, а его бесконтрольный ум, исходящий от его ложной сущности, иллюзорного «я» – эго (определение эго читайте в конце). Иисус Христос учил: «Если тебя ударят – подставь и вторую щеку!». Большинство людей воспринимает это в буквальном смысле, что, конечно же неверно. Этим выражением, Иисус имел ввиду, что «подставлять вторую щеку» нужно любой ситуации, любому событию, которые возникают в нашей жизни. Это значит принимать абсолютно все безоговорочно, без малейшей критики или суждения, принимать реальность такой, какая она есть в данный момент, здесь и сейчас. А как мы уже знаем, настоящий момент доступен нам только тогда, когда наш ум молчит.

В нашем примере,  «подставив вторую щеку» означало бы просто принять то, что очередь большая, что вы опаздываете; что люди лезут вне очереди; принять, то, что вы опоздали. Вы опоздали — такова реальность данного момента, вы ничего с этим не можете поделать, примите все как есть. Когда вы стояли в очереди вы не присутствовали в настоящем, вы находились в будущем – переживали, что опоздаете, торопили очередь, рассматривали неприятные последствия, в случае опоздания и т.п. Когда же вы опоздали, вы плавно переключились на прошлое, проклиная вокзал, кассирш и людей, которые лезли вне очереди. Вы даже не зацепили настоящий момент, по причине неуравновешенного ума.

Самое интересное, что, чем глубже вы погрязаете в своих мыслях, тем больше «неприятных» ситуаций случается в вашей жизни. Есть люди, которым постоянно не везет, постоянно, что-то у них случается, все время куда-то опаздывают, что-то у них ломается и все идет «не так». Они буквально притягивают к себе проблемы, причем, большинство проблем просто выдуманы их умом. Подобные негативные реакции, очень легко проглядеть, так как вы воспринимаете их как нормальное явление, как привычный фон помех под маской вечного недовольства.

Чем больше внимания вы будете уделять настоящему времени, тому, что происходит здесь и сейчас, тем легче вам будет увидеть моменты, когда вы оказываетесь в ловушке ваших мыслей. Но имейте в виду, что ваше несчастное ложное «я» (эго), рождающееся из вашего отождествления с умом, существует только благодаря постоянному прокручиванию прошлого и будущего в голове. Оно знает, что настоящий момент – это его гибель и воспринимает его как смертельную угрозу. Эго сделает все возможное, чтобы отвлечь вас от настоящего. Оно постарается не выпустить вас из ловушки прошлого и будущего.

Начинайте ломать в себе старые внутренние схемы, вынуждающие вас отвергать реальность настоящего момента и сопротивляться ему. Следите за тем, чтобы ваше внимание не убегало ни в прошлое, ни в будущее, когда в том нет необходимости. Если вам сложно просто погружаться в настоящее, начните с наблюдения за склонностью вашего ума убегать от того, что происходить здесь и сейчас. Как только вы ловите себя на том, что выпали из настоящего момента, вы снова включаетесь в него. Всякий раз, когда вам удается взять свой ум под наблюдение, вы вырываетесь из его ловушки.

В повседневной жизни используете любые способы, чтобы присутствовать в настоящем. Вы можете чувствовать свои ладони, лицо, осознавать дыхание и параллельно выполнять свои повседневные дела. Любая мысль – это энергия, если мы начинаем втягиваться в мысли, думать их, то, неосознанно, даем им подпитку, и уже из крохотной мысли разрастается огромный мысленный сценарий. Поэтому нужно стараться обрывать мысли, как только они возникают, не давая им развиться. Желательно всегда обращать внимание на возникающие мысли, отлавливать их и слушать тишину между ними, как это было описано в первой части занятий. По сути, когда мы ожидаем появление мысли, наше внимание находится, где-то в голове, на макушке или глазах. Вследствие этого уже возникает тишина, которую можно просто держать на заднем плане или же прямо концентрироваться на тишине, как бы констатируя, что мыслей в голове нет. Не важно находитесь ли вы в шумной компании или сверлят за стеной соседи, тишина всегда присутствует у вас внутри, когда вы пребываете в «молчании ума», в настоящем моменте.

Еще раз заметим! Вы ничего НЕ теряете, выходя за рамки своего ума. Вы не становитесь животным или растением, или просто апатичным человеком, которому ничего не нужно. Не позволяйте вашему уму одурачить вас. Он будет делать все возможное, чтобы удержать над вами власть, он будет сомневаться, искать догадки, причины и стараться отдалить вас от вашей истинной природы. Возможно, на уровне мышления вы обнаружите в себе мощный очаг сопротивления настоящему моменту в виде суждений, недовольства и умственных проекций, не имеющих никакого отношения к тому, что происходит здесь и сейчас. На эмоциональном же уровне, возможно вы будете испытывать смутное беспокойство, напряжение, скуку или боязнь. Все это аспекты ума в его привычном режиме сопротивления. Главное НЕ сопротивляться и принимать все, безоговорочно, что преподносит реальность. Если понадобится принять какое-то действие или решение, то мысли придут к вам из тишины незамедлительно, причем, именно эти мысли и являются наилучшим решением данной ситуации.

Чтобы вы ни делали, старайтесь делать это из ментальной тишины. Например, читая данный текст, вы одновременно можете ощущать свою левую ладонь, или просто слышать, как читаемый текст возникает из тишины в голове и туда же уходит. Если вы прогуливаетесь по улице, то будьте там целиком – можете ощущать прикосновение стоп к земле, осознавайте окружающую природу, людей без каких либо суждений. Вы всегда можете наблюдать за дыханием, в области носа и верхней губы, как мы это делали в первой части занятий. Очень сложно присутствовать в настоящем, когда вы общаетесь с человеком, большинство просто теряются в своих мыслях. Слушайте собеседника внимательно, слушайте, как его слова возникают из тишины и туда же уходят, следите, как ваш ум хочет поскорей вставить свое слово или начинает оценивать происходящее. Найдите свой якорь, который будет удерживать вас в настоящем времени — в этом единственно ценном моменте жизни.

Используйте все имеющиеся в вашем распоряжении чувства. Смотрите вокруг. Просто смотрите, ничего не оценивая. Воспринимайте свет, формы, цвета, фактуру. Ощущайте безмолвное присутствие каждой вещи. Вслушивайтесь в звуки, не пытаясь разложить их по полочкам. Вслушивайтесь в безмолвие, таящееся под звуками. Позвольте всему, что есть в вас и вовне, просто быть. Позвольте всему быть самим собой. Таким образом, вы выбираетесь из клетки безумного ума, который отбирает у вас жизненную энергию и в то же время медленно губит и отравляет нашу Землю. Вы пробуждаетесь от сна времени и погружаетесь в вечное настоящее.

Если вы пребываете в неприятной для вас обстановке или деятельности, то, находитесь там так, будто вы готовы делать это ВЕЧНО. Например, когда стоите в очереди или ожидаете кого-либо; ждете, когда прекратится назойливый шум; когда моете посуду, чистите зубы или выполняете другую монотонную работу.

Слушайте свой ум он всегда недоволен тем, что есть в данный момент, всегда хочет убежать от настоящего. Отождествление с умом увеличивает общий объем времени, поэтому если вы заметили, что время тянется безумно долго, например, вы кого-то ждете, то будьте уверены, что вы не присутствуете в данном моменте. Справедливо и обратное – время исчезает, когда вы находитесь в настоящем моменте, примером могут служить вами любимая деятельность или проведение времени с любимым человеком. В таких состояниях вы как бы отрезаны от времени, ведь его просто нет, ваш ум находится в покое и поэтому не замечает его. Энергия, которую вы отбираете у ума, превращается в ваше присутствие в настоящем моменте. Вскоре вы заметите, что продуктивность любой деятельности растет в разы, причем вы затрачиваете на это гораздо меньше энергии, чем раньше.

Но порой настоящее неприемлемо, неприятно, а то и просто ужасно!

 

Оно такое, какое есть. Понаблюдайте за тем, как ум навешивает на него ярлыки и как эта бесконечная череда суждений порождает несчастье и боль. Наблюдая за поведением своего ума, вы уходите от навязываемых им схем сопротивления, а потому можете позволить настоящему моменту быть самим собой. Это создает ощущение внутренней свободы, не зависящей от внешних обстоятельств, и дарит подлинный внутренний покой.

Осознанное присутствие в настоящем особенно важно, когда какая-то ситуация вызывает в вас реакцию с сильной эмоциональной окраской. Например, кода под угрозой оказываются ваши представления о самом себе, кода жизнь бросает вам вызов, внушающий вам страх, когда ваши дела идут из рук вон плохо, когда вы сталкиваетесь с эмоциональным комплексом, которым страдали в прошлом. В подобных ситуациях вы нередко вновь впадаете в «неосознанность». Реакция или эмоция берет над вами верх и вы «становитесь» ею. Это тут же отражается на ваших действиях. Вы начинаете оправдываться, искать виноватых, нападать, защищаться… Только все это НЕ ВЫ, а ваша мысленная реакция на ситуацию.

Время от времени в вашей жизни обязательно будут возникать какие-то сложные ситуации. В такие моменты нужно тут же обратиться к настоящему моменту и сфокусироваться, на сколько это возможно. Это должно войти у вас в привычку. И сделать это надо сразу же, не откладывая. При малейшей задержке ваша умственно-эмоциональная реакция тут же проявится и завладеет вами. Направляя внимание вовнутрь и ощущая свое тело, вы мгновенно успокаиваетесь и начинаете присутствовать в происходящем. Тем самым вы отбираете у ума свое сознание. Опять же, если вам нужно будет быстро принять какое-то решение в экстремальной ситуации, оно придет к вам именно с этого глубинного уровня.

Успокаивая свой ум, разве я не пытаюсь просто убежать от проблем?

 

Вы НЕ убегаете, вы просто наблюдаете реальность такой, какая она есть в данный момент, а не такой, какой бы вам хотелось её видеть. Речь идет не о решении тех или иных проблем, а об осознании того, что проблем на самом деле НЕТ. Проблемы порождаются умом, который перекручивает их в голове. Они не могут существовать в подлинной реальности настоящего момента. Сосредоточьте свое внимание на этом самом моменте и скажите, какая проблема волнует вас прямо сейчас? Не завтра, не через 5 минут, а прямо сейчас. …Ответа не будет. А все потому, что, когда наше внимание полностью устремлено в настоящее, проблемы просто отсутствуют!

Есть лишь ситуация, которую нужно либо принять, либо разрешить. «Проблема» возникает, когда вы мысленно зависаете в той или иной ситуации, не имея ни малейшего желания посмотреть в лицо реальности настоящего момента. В результате вы неосознанно превращаете ее в часть себя. Ваша жизненная ситуация поглощает вас до такой степени, что вы перестаете ощущать саму жизнь и теряете связь с реальностью. Создавая проблему, вы причиняете себе боль. А ведь выбор, который мы должны сделать, очень прост – начать жить осознанно. Однако большинство не решается на этот шаг, пока их страдания не достигнут своего предела, пока человек не пресытится ими раз и навсегда.

Что насчет положительных мыслей?

 

Важно отслеживать любые возникающие мысли, не только негативные, но и положительные, т.к. последние причиняют не меньше боли и страданий, чем первые.  (Заметим, что речь идет о бесконтрольных мыслях, которые возникают без вашего ведома, к чему можно отнести эйфорию). Будда учил, что даже наше обычное счастье — это дукка, слово на языке пали, обозначающее “страдание” или “неудовлетворенность”. Это значит, что наше счастье и несчастье — фактически одно и то же. Их разделяет только иллюзия времени. Так, например, сегодня человек «счастлив», а завтра уже грустит, так как уволен с работы. Сегодня, она пребывает в восторге, ведь скоро у неё свадьба – завтра она вся в слезах, так как будущий муж ей изменил. Сегодня твоя команда выиграла – завтра она же проиграла. Даже такие, мелочи как еда или алкоголь, тоже приносят иллюзорные моменты счастья и также скоро их забирают, принося при этом боль и страдания.

Но это не означает, что нам нужно пребывать в негативе. Это лишь признание природы вещей, чтобы мы не гонялись всю жизнь за иллюзией. Это также не говорит о том, что больше не стоит ценить красивые вещи и приятные обстоятельства. Однако поиск того, чего они дать не могут — то есть отождествления с чем-либо, чувства постоянства и надежности или своей полной реализации, целостности — это путь к страданию и крушению надежд. Причем, чем настойчивее человек рвется к счастью через внешний мир, тем стремительнее оно от него ускользает.

Ничто и никогда не будет приносить вам удовлетворения, разве что временного и поверхностного. Вещи и обстоятельства могут приносить вам удовольствие, но они же будут причинять и боль, если вы втягиваетесь в них. Вещи и обстоятельства могут подарить вам усладу, но НЕ могут подарить реальное счастье. Истинное счастье беспричинно и исходит изнутри. Оно является вашим естественным состоянием, а не чем-то таким, ради достижения которого нужно усердно работать или бороться. Многие люди совершенно не понимают, что ни в чем из того, что они делают, чем владеют и за что бьются, НЕ может быть никакого “спасения”. Те, кто это понимает, часто изнывают от сильной скуки или впадают в депрессию: «Если уже все есть и ничто не может дать по-настоящему полной удовлетворенности, то за что же бороться? Куда бежать? В чем смысл жизни?». Иисус постоянно указывал на то, что счастье во внешнем мире иллюзорно: «Обретите этот мир и потеряете сябя».

Сколько времени займет просветление, обретение душевного покоя и счастья?

 

НИСКОЛЬКО!!! Вы уже счастливы здесь и сейчас, просто ваш ум искажает это счастье своим постоянным увиливанием от настоящего момента. Вам не нужно время, чтобы быть тем, кем вы на самом деле являетесь! Природа нашего эго такова, что человек услышав, что где-то там есть спасение и это сделает его счастливым, начинает себя контролировать, неукоснительно выполнять практику, считая, что где-то в будущем он станет просветленным. Он начинает даже считать количество занятий, медитаций, начинает накапливать опыт: «Вот еще пару годиков усердной медитации и тогда у меня будет все идеально и хорошо». Это мощнейшая иллюзия, что счастье ждет нас где-то в будущем. Ведь нашему уму не нравится, то, что имеется в данный момент, поэтому для него будущее это единственная надежда на спасение. Причем это заблуждение преследует многих людей идущих по духовному пути и практикующих разные медитативные техники, включая монахов. Наш ум не может понять: «как же так, ведь я практикую, медитирую, должно же ко мне рано или поздно прийти просветление, ведь я так или иначе усердно работаю над собой».

Вы можете стать хорошими медитаторами, легко погружаться в себя, испытывать блаженство, однако, все равно быть несчастными за пределами практики. Имеются примеры людей, которые медитировали по 30 лет и так и не достигли освобождения. И есть примеры людей, которые, испытывая сильнейшую боль и страдания, стали просветленными за один день! Наш ум будет протестовать, что не может быть все так просто, ведь для всего нужно время. Вы не найдете ни одного истинно просветленного человека, который бы говорил, что освобождение придет к вам в будущем. Будда, например, говорил, что не нужно, столько страдать и истязать себя, сколько это делал он, и всегда указывал на жизнь настоящим моментом.

Вопрос состоит в другом: желаете ли вы и дальше испытывать боль и страдания, постоянно реагируя на то, что преподносит вам жизнь, постоянно убегая от настоящего момента? Или как говорит один из духовных учителей: «Are you fed up enough with suffering?» — «Вы достаточно наелись страданиями (чтобы начать работу над собой и наблюдать за своим беспокойным умом)?». Возможно, некоторые, скажут: «Постойте, у меня нет никаких страданий, жизнь прекрасна, о чем вы говорите?». Мы очень рады, что у вас все хорошо, однако, большинство таких жизненных ситуаций длятся не долго, так как, это счастье приобретено через внешний мир.
Возможно, человек достиг высокого признания в обществе, имеет высокооплачиваемую стабильную работу, у него есть любящая семья и дети, много друзей и знакомых. Однако рано или поздно все заканчивается – с работы могут уволить, дети вырасти и начать свою жизнь, друзья поведут себя неприлично, вас могут обокрасть и т.д. Даже если это остается стабильным и не меняется, то рано или поздно нашему эго станет скучно и ему будет нужна новая подпитка в виде приятных ощущений, которые взять будет не откуда и тогда начинаются метания в поисках отдушины (алкоголь, еда, наркотики, экстремальный спорт, и т.д.).

Безусловно, занятия йогой и медитацией помогают ослабить хватку ума. Однако, если вы сводите все эти занятия к достижению счастья когда-то в будущем, то вы не избавляетесь от боли, вы все также пребываете в неведении. Вам не нужно ехать в Индию, уединяться в горах для медитаций. Вам также не нужно себя в чем-то ограничивать или контролировать. Единственное, что нужно сделать – это принять настоящий момент. Начинайте жить осознанно прямо СЕЙЧАС! Прямо с этого момента! Следите, как ум не желает принимать то, что происходит в данный момент, наблюдайте невозмутимо, без каких-либо желаний и критики. Поначалу будет очень не просто отлавливать свои мыслительные процессы в повседневных делах. Порой мысли будут вас контролировать целыми днями и только после работы, в конце дня, лежа на кровати, вы будете осознавать, что провели весь день в неведении. В большинстве случаев вы будете реагировать на неприятности, которые преподносит вам жизнь, однако, если вы замечаете, что реагируете, пусть даже спустя несколько часов, то это уже прогресс, вы уже начали замечать свое неосознанное поведение или другими словами, перестаете отождествлять себя со своим умом.

Иногда будут возникать ситуации настолько потрясающие психику, что принять их просто не возможно, например, потеря близкого человека или чего-то очень важного для вас. Для кого-то это может быть даже наркотики или алкоголь – ведь рано или поздно они заканчиваются и человеку нужно принимать реальность без их употребления. В таких ситуациях, наш ум абсолютно захватывает нас, мы находимся под его тотальным контролем и большинство не в состоянии, что-либо сделать. Здесь конечно, нужна помощь учителя, который поможет справиться с этой невыносимой болью. Он сделает все возможное, чтобы вырвать человека, из оков его ума и принять, то, что преподнесла ему жизнь. Что замечательно, так это, то, что после суровых испытаний, человек становится намного сильнее в духовном плане, и ему легче подняться над своим умом и принимать реальность такой, какая она есть, ведь, так или иначе, любая боль, лишь иллюзия нашего разума.

 

 

 

 

 

 

Осознанное Питание и Сон

 

Выработайте в себе привычку быть максимально осознанными во время приема пищи и во время засыпания.

Осознанное Питание:

 

Во время еды, наблюдайте за увиливанием вашего ума от того, что есть. Питайтесь так, будто вы в первый раз пробуете это блюдо. Чувствуйте свой язык, как вы жуете и глотаете, как кладете еду в рот, чувствуйте запах и вкус пищи. Осознавайте все невозмутимо, без всякого анализа и привязок/отвращений – нравится/ненравится. Постарайтесь принимать пищу в одиночестве, иначе вы снова погрязните в свои мысли и будете принимать пищу «на автомате», неосознанно, как обычно бывает при просмотре телевизора или в компании. Питаясь, таким образом, вы обнаружите как, на самом деле, мало еды вам нужно, чтобы наесться. Также по питанию стоит отметить, что не нужно становиться вегетарианцем или в чем-либо себя ограничивать. Со временем вы начнете слушать сигналы, посылаемые вашим телом более четко и на их основе, принимать соответствующие решения.

Осознанный Сон:

 

Во время засыпания также будьте максимально бдительны. Не позволяете развиваться мыслям о прошедшем дне и строить планы на завтрашний день. Концентрируйтесь там, где вам удобно, наблюдайте свое дыхание, отлавливайте возникающие мысли. Желательно засыпать из состояния полусна, о котором мы говорили в первой части занятий. Чем дольше вы пребываете в этом состоянии, тем лучше. Иногда старайтесь даже выскочить из сна и удержать полусонное состояние. После такой практики, ваш сон будет очень качественным и на утро вы проснетесь выспавшимися и отдохнувшими. Есть такое выражение: «Весь мир спит, один лишь йог бодрствует». Ведь когда мы погружаемся в глубокий сон, мы пребываем в неведении, во сне мы также реагируем, привязываемся к хорошему и отвергаем неприятное — расходуем энергию, вместо того, чтобы ее восполнять. Также будет замечательно, если вы перед сном будете сидеть в удобной для вас позе 10-15 мин, слушая ментальную тишину и ночную тишину вокруг. Свет нужно выключить, однако, глаза закрывать в данной практике не нужно. Просто молча смотрите вокруг или в одну точку, притаившись наблюдая за ночным покоем.

Старайтесь всегда выполнять осознанное питание и сон в течение дня неукоснительно. Однако это не избавляет вас также прилагать всевозможные усилия по наблюдению за своим умом в других делах в течение дня.

Определение Эго:

 

Эго (малое «я», ложное «я», второе «я») — это все то, чем мы НЕ являемся в действительности, это наша ложна сущность, которая постоянно что-то ищет, хочет, боится или комплексует. Эго состоит из наших страхов, комплексов, убеждений, верований, вечных желаний. Язык Эго — это наш бесконтрольный ум, который непрерывно болтает, ум который постоянно осуждает, критикует, который выносит оценку «нравится/ненравится», «хорошо/плохо». Это от нашего Эго исходят постоянные желания: иметь много денег, материальных благ, иметь любовь, хотеть «это», а не «то, что в действительности есть», хотеть хорошо выглядеть и не стареть, хотеть самое лучшее (машину, дом, партнера, друга) и т.д.. Все это порождает неминуемые страдания, т.к. запросам нашего Эго нет предела! Пока мы отождествляем себя со своим Эго, мы остаемся слепыми и не можем увидеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Настоящий момент является смертью для Эго, поэтому эта ложная сущность делает все возможное, чтобы только убежать от того, что есть «здесь и сейчас».  В те моменты, когда наш ум молчит, когда мы находимся в настоящем моменте, наше Эго растворяется, в этот миг мы являемся теми, кем на самом деле и являемся – высшим «Я», «душой», «высшим разумом», «Богом», «истинной», и т.п.

 

Дополнительная Практика Йоги

 

Помимо, приведенных занятий, мы всем рекомендуем проходить, как минимум раз в год 10-дневный курс медитации Випассаны. Данный курс несомненно сделает ваш ум более острым и послушным, а качество самой практики йоги и асан значительно возрастет. Курс проводится исключительно на пожертвования студентов. Все проходят курс бесплатно, а затем уже решают, стоит ли им жертвовать деньги или нет. Курс проводится в Подмосковье. Запись на весенний курс открывается 1-го февраля. Будьте готовы в этот день зарегистрироваться!!! Так как желающих очень много, регистрация может закончиться в этот же день, особенно это касается женщин!!! Зарегистрироваться на курс можно на сайте: www.russian.dhamma.org

Обязательная литература для духовного развития:

1. Лиз Бурбо: «Слушай Свое Тело» — читать после 1 недели занятий

2. Лиз Бурбо: «Слушай Свое Тело Снова и Снова» — читать спустя неделю после прочтения первой книги. На данный момент эти две части продаются одной книгой.

3. Валерий Синельников: «Возлюби Болезнь Свою» — читать спустя неделю после прочтения второй книги. Книга далеко не о болезнях. Практику с подсознанием можно не читать.

4. Экхарт Толле: «Живи Сейчас» — читать спустя две недели после прочтения третьей книги


Это очень важная часть практики! Читать именно в таком порядке. Читать максимально осознанно, по возможности делать это из тишины, не торопиться. Данная литература представлена не для питания Вашего ума, а для духовного развития и более осознанного видения мира. Пожалуйста, не торопитесь и отнеситесь серьезно к чтению.

Замечание! Пожалуйста, НЕ давайте читать данный раздаточный материал своим близким. Только если они сами захотят узнать о йоге, вы можете предложить, !без навязывания!, эту информацию.

            Нежелание Заниматься Йогой. Сопротивление нашего Эго

Существует много примеров, когда у человека изнутри происходит сильнейшее сопротивление заниматься йогой, медитацией, обращать внимание на свои мысли и работать над собой в духовном плане. Дело в том, что наше Эго (ложная личность, которая состоит из страхов и бесконтрольных неосознанных мыслей) может просто не подпускать нас к занятиям, не допускать, чтобы мы хоть как-то обращали внимание на свои мысли и пребывали наедине с собой.

Рассмотрим два случая нежелания заниматься йогой — сопротивление исходящего от нашего Эго:

 

Первый случай сопротивления, человек только ознакомился с йогой и принимает решение по поводу занятий:

 

Сообщение от ученицы, которая прошла одно занятие:

«Если честно, у меня двоякое чувство с одной стороны мне очень понравилось занятие, и я действительно мечтаю достичь результата в остановке диалога и достижении гармонии, которой мне так не хватает. Но вторая половина меня противится и ленится, и она, эта вторая половина имеет более сильное влияние на принятие мною решений».

(Спасибо Татьяне за сообщение)

В других случаях человек говорит: «да, техника хорошая, вроде бы все понятно и ясно, но все моё нутро не хочет этим заниматься!».

Ответ:

«Дело в том, что это естественно, что вы испытываете сопротивление идущее от вашего ума, а точнее от Эго (ваша вторая половина, как вы написали). Ведь по большому счету, данная практика — это смерть вашей ложной личности, вашим устоявшимся моделям видения мира, вашим страхам и комплексам. Ведь мы всю жизнь себя отождествляли со своими мыслями и это естественно, что присутствует такое сопротивление. Мы считаем так: «Я есть мысль в голове», тогда как практика йоги нацелена на остановку мыслительного процесса, из чего логично вытекает следующее соображение: «Если я перестану думать, то, я умру».  Вы действительно где-то глубоко испытываете страх к данной практике. Ваш ум будет делать все возможное, чтобы не подпустить вас к занятиям. Именно поэтому, я объясняю на сайте, что многие еще не готовы к такой практике. Очень часто, когда человек испытает сильнейшие потрясения в жизни, сильнейшие страдания, только тогда он/она начинает работать над собой, заниматься духовной практикой, медитацией. Вы всегда можете начать занятия в будущем, не обязательно именно сейчас, просто запомните данную технику, запомните, что такое медитация и возможно, со временем, вы захотите начать заниматься серьезно».

По этому поводу, можно, привести пример, из книги Экхарта Толле «Живи Сейчас»: «Во время медитации, на уровне мышления вы обнаружите в себе мощный очаг сопротивления настоящему моменту в виде суждений, недовольства и умственных проекций, не имеющих никакого отношения к тому, что происходит Здесь и Сейчас. На эмоциональном же уровне вы будете испытывать смутное беспокойство, раздражение, напряжение, скуку или боязнь. Все это – аспекты ума в его привычном режиме сопротивления».

Второй случай сопротивления, человек уже занимается йогой:

В период интенсивной разгрузки психики у человека может появиться сильный страх и отвращение к практике. У практикующего возникает сильное желание убежать, куда подальше от йоги и вообще даже не думать о занятиях. Это привычное поведение нашего ума – он привязывается к приятному и отвращается от неприятного. Как только неприятности из прошлого начинают всплывать наружу, начинают отображаться как плохое самочувствие, как неприятные ощущения, так сразу же хочется убежать от этого.                                       (стр. 24) Данное поведение нашего Эго, можно объяснить на примере, когда у вас в прошлом случилась какая-то трагедия, например, вы потеряли близкого человека. В тот момент жизни вы убежали от этой трагедии, подавили проблему в себе, но не избавились от неё. Каждый делает это по своему, кто-то погружается в депрессию, кто-то выпивает, заедает, просиживает у телевизора или Интернета, кто-то виснет на близких людях, погружается с головой в работу и т.п.

Вообще, первые месяцы практики, могут возникать неприятные состояния и плохое самочувствие, что свидетельствует об интенсивном очищении психики. После практики человек может почувствовать сонливость, слабость, гнев, депрессию, обиду и т.п. Главное стараться не реагировать на происходящее, понимая, что все пройдет — таков процесс очищения и исцеления психики и здоровья.

Приведем пример одной из учениц нашей школы, у которой после занятия в группе был сильный озноб, слабость и плохое самочувствие. В течение занятия она очень хорошо расслабилась и погрузилась в себя, что стало причиной подобного самочувствия. После занятия, она пришла домой, укуталась в одеяла и проспала пару часов, после чего данное состояние прошло. После этого, вся её сущность противилась идти на следующее занятие. Глубоко в душе она понимала, что нужно идти на занятие, что это пойдет ей на пользу, однако, вторая её половина (Эго), тянуло её назад, накатывая негативными мыслями, что ей опять будет плохо, что не стоит этого делать. В итоге, она все же переборола это чувство и пришла на следующее занятие в группу, которое у неё прошло с легкостью и в этот раз подобное состояние у нее не возникло. Эта травма просто ушла из её жизни, так как она не пошла на поводу у своих мыслей, у своего Эго и таким образом, удалив из подсознания травму из прошлого, тем самым, освободив себя от ненужного мусора, который отравлял ей жизнь.

Подобных примеров не так уж много, однако, они имеют место быть, особенно у людей, которые легко погружаются в себя и имеют значительный багаж проблематичного прошлого. Чаще всего у человека случается легкая слабость или сонливость после занятий, что также со временем проходит.

Хорошим примером, является курс медитации Випассана, где идет интенсивный сброс душевных травм и человек чувствует себя очень плохо, казалось бы, на пустом месте. У большинства людей, которые проходят данный курс появляется сильное желание убежать от туда, как это делается обычно в повседневной жизни – мы убегаем от реальности, не желая принимать её. Как-то одна девушка на одном из таких курсов спросила учителя: «Почему я здесь постоянно хочу есть, меня постоянно мучает голод, хотя на курсе кормят в достатке». Ответ был таков, что это одно из проявлений сброса негатива и травмирующих эмоций. Вероятней всего она заедала проблемы, которые возникали в её жизни, загоняя их поглубже в подсознание. Теперь эти травмы вылезают наружу, конечно, же, в более мягкой форме, однако, это также создает желание убежать от них (в данном примере, заесть), не испытывать эту боль, неприятное состояние. Эти травмы, которые проявляются в виде неприятных ощущений, Будда называл «Санкары», а Экхарт Толле называет их «Тело Боли», которое может раствориться и уйти из вашей жизни, только когда вы их принимаете – НЕ реагируете и НЕ убегаете от них.

Если вы где-то услышали, что медитация приносит блаженство, то, это не так. Данное мнение может прийти из-за неправильного понимания техники. Если вы подсаживаетесь хоть на малейшие приятные ощущения от медитации, то сразу же начинаете сеять семена боли. Это же справедливо по отношению к неприятным ощущениям – реагируя на них, вы создаете себе все больше проблем. Медитация приносит душевный покой, однако, это не то состояние радости, которое все мы принимаем за счастье. На первых этапах придется пройти через некое «чистилище» — сброс душевных травм из подсознания.                                           (стр. 25)

Насколько болезненный данный процесс очищения и выхода травм наружу, зависит от психики человека, от багажа его прошлого, от того, насколько интенсивно в детские годы он реагировал на всевозможные стрессы и проблемы. Например, у одной ученицы отсутствуют серьезные душевные травмы и она свободно останавливает мысли, разгрузка психики у неё идет плавно и легко, без каких-либо резких проявлений. Другая же ученица в нашей школе, которая также легко останавливает мысли и с легкостью концентрирует внимание, чувствует себя просто ужасно после занятий йогой. Как только её концентрация становится четкой, её начинает тошнить и ручьем льются слезы. Отличие между первой и второй практикующей в том, что у последней серьезные душевные травмы, которые при выходе наружу, проявляются именно таким вот образом.

Самые тяжелые травмы чаще всего идут из детского периода жизни, в частности время прожитое с родителями. Так, если в детские годы, кого-то избивали родители и унижали одноклассники, то, после некоторых занятий йогой, это может проявляться как раздражительность, обида или гнев, которые человек испытывал после побоев и унижения в прошлом, но, не выплескивал эти эмоции наружу, а погружал их глубоко в себя.

Испытав несколько раз подобное состояние у человека может возникнуть сильное желание больше не заниматься йогой, больше не испытывать подобное состояние. Вы готовы делать все что угодно, но только не оставаться наедине с собой, не выполнять асаны или медитацию. Нашему Эго нужно убежать от того, что есть в данный момент, убежать от проблем, туда, где комфортно и нет этой боли. Также наше Эго питается негативными мыслями – как только мы начинаем накручивать мысли о том, «как мне плохо, как меня все раздражает», то сразу же усиливаем боль и наша проблема и плохое самочувствие разрастаются до небывалых размеров.

Если у вас возникает подобное состояние после занятий, то, обязательно сообщите об этом учителю. Даже если вы только собираетесь, начать заниматься йогой, но, что-то держит вас от этого, то все равно сообщите (как в первом примере с сообщением). Учитель ни в коем случае, не будет вас заставлять заниматься йогой. Задача учителя разобрать данную проблему с вами, по возможности предложить вам выход из данной ситуации и оставить окончательное решение за вами. Очень важно, чтобы вы не держали подобное сопротивление и эмоции в себе, что только травмирует вашу психику и загоняет душевные травмы еще глубже. У вас может возникнуть страх не говорить о вашем состоянии и самочувствии учителю, страх, что он не поймет, будет как-то осуждать, что вы не достаточно хороший ученик или ученица. Возможно, вам не хочется его огорчать, расстраивать, «ведь он в меня вложил столько надежд, ожидает от меня результата, а у меня ничего не выходит, что он обо мне подумает и т.п.». Это все фальшь, идущий от нашего Эго, которое только и живет страхами. Также это говорит о том, что вы не совсем разобрались с техникой йоги. Если возникают подобные мысли, то тем более нужно сообщить об этом учителю.

Да, возможно, первое время будет весьма болезненно, особенно если у вас душевная дисгармония и проблематичное прошлое. Но таков процесс исцеления. Вы себе его значительно облегчаете, если будете регулярно работать над собой и стараться жить осознанно в течение каждого дня. Живя осознанной жизнью вы не порождаете новые травмы и старые постепенно будут уходить. Также чтение указанной литературы поможет вам справиться с возникающими трудностями и жизненными проблемами. Если вдруг все ваше нутро не подпускает вас к занятиям йогой, то очень важно не противиться этому. Можно не заниматься в этот период, делать только Йога-Нидру один-два раза в день и стараться жить осознанно. Выполнять асаны только, когда уйдет подобное сопротивление.

Стоит сказать, что на занятиях в группе с учителем идет очень мощное расслабление. Так сильно расслабиться и глубоко медитировать каждый день просто опасно для психики. Это может спровоцировать сильнейший выход душевных травм наружу и человек просто не справиться с таким наплывом негатива и обязательно будет реагировать                       (стр. 26) на это, например, уйдет в депрессию, начнет заедать сладким, чаще курить и т.п.. Поэтому, то, что, занимаясь дома, большинство учеников не может надолго удерживать концентрацию и останавливать мысли, является нормальным и продуктивным способом занятий. Психика будет разгружаться постепенно, шаг за шагом, без резких изменений. Что касается тех учеников, кто очень легко останавливает мысли и погружается в себя, то, вам нужно делать больше силовых и стоячих асан. По возможности заниматься спортом.

Также данная тема является ответом на вопрос: «Зачем мы выполняем асаны, когда можно просто сидеть и медитировать?» Именно совмещение физических упражнений с медитацией, оказывает, ровное и безболезненное очищение психики. Поэтому очень важно, чтобы вы не пренебрегали силовыми и стоячими асанами, особенно если вам дается с легкостью остановка мыслительного процесса. Тот, кто основывал йогу, говорили, что йога есть «молчание ума», однако неспроста они добавили еще к этому физические упражнения (асаны).

Очень часто ученики ожидают от занятий йогой каких-то особых ощущений – расслабленности, чувство покоя, удовлетворения, чего-то приятного. Если вы ожидаете, что после занятий вы расслабитесь и вам станет хорошо, то это лишь означает, что вам плохо здесь и сейчас. Вам не нравится настоящий момент, то, что у вас уже есть и вы ищите отдушину в занятиях, т.е. в будущем. Это означает, что вы НЕ поняли технику йоги. Вам может стать хорошо, но и с такой же вероятностью вы можете почувствовать себя плохо: слабость, сонливость и другие неприятные ощущения, которые были приведены выше. Когда вы живете настоящим моментом, вы не ждете, чтобы занятия сделали вас счастливыми. Ожидание — это состояние неудовлетворенности, которая сидит в вашей голове в виде неосознанных мыслей, вы не довольны настоящим моментом.

Йога учит нас быть уравновешенными ко всему, не зависимо от того, хорошо ли вы себя чувствуете или нет. Вы не привязываетесь к хорошему и не отвращаетесь от плохого, что возможно, только когда вы обращаете внимание на свои неосознанные мысли. Помните, что занятия в группе не сделают вас счастливыми. Главным образом, занятия создают почву для того, чтобы вам было легче жить осознано, не теряя настоящий момент, который и является реальностью, вашим реальным счастьем. В процессе занятий вы очищаете свое подсознание от травм прошлого, однако затем, возвращаясь в повседневную жизнь, вы снова создаете себе боль и страдания, впадая в мрачные мысли, например, о том, что вам не хватает денег или о том, что ваш близкий человек ведет себя не так, как вам того хочется. Иными словами, вы продолжаете реагировать на жизненные ситуации, отказываясь подружиться с тем, что имеется здесь и сейчас в настоящем моменте – чем и является йога.

Будьте внимательны! Работайте прилежно и усердно. Понимайте технику правильно!

 

Удачи в Занятиях!

Добавить комментарий

*

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *